1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников (далее – Положение) в  ГПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры» (далее – колледж) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление №I–233П–НС от 19 июня 2015г.);

- Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 г. № 2-16 «Об утверждении Положения о порядке осуществления дополнительного профессионального образования работников образовательных организаций и научных учреждений»;

- Типовым временным Положением об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования (приказ МОН ДНР от 27.08.2015 №435).

- Уставом колледжа.

1.2. Настоящее Положение регламентирует организацию и правила осуществления дополнительного профессионального образования педагогических работников колледжа.

1.3. В Положении использованы следующие термины и определения:

- дополнительное профессиональное образование –целенаправленный процесс обучения посредством реализации дополнительныхобразовательных программ, направленный на непрерывное повышениеквалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников в соответствии с квалификационными требованиями к профессиями должностям;

- квалификация – степень профессиональной подготовленностиработника к выполнению конкретного вида работы, включающей теоретическиезнания и практические навыки, которые должны соответствовать нормам Единоготарифно-квалификационного справочника;

- программы дополнительного профессионального образования - программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации истажировки работников квалифицированного труда и специалистов с высшимпрофессиональным и средним профессиональным образованием;

- повышение квалификации – вид дополнительногопрофессионального образования без получения новой квалификации,направленный на совершенствование профессиональных навыков иуглубление знаний, полученных работником при освоении программосновного образования соответствующего уровня, в соответствии ссовременными требованиями научно-технического, экономического исоциального развития, а также на удовлетворение индивидуальныхпотребностей личности в повышении своей профессиональной подготовки,совершенствование профессионального мастерства. Это обновлениетеоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации;

- стажировка — деятельность по приобретению опыта работы впроцессе трудовой деятельности или повышения квалификации поспециальности, а также практическое освоение непосредственно на рабочемместе навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных припрофессиональной переподготовке;

- удостоверение – документ государственного образца о повышенииквалификации специалиста для лиц, прошедших обучение по программе вобъеме от 72 до 500 часов.

1.4. Целями дополнительного профессионального образования педагогических работников является:

- обеспечение эффективной деятельности колледжа;

- удовлетворение запросов педагогических работников в получении новейших профессиональных знаний (предметных, педагогических, общекультурных) и приобретении опыта организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с современными тенденциями развития образования;

- обобщение и распространение педагогического опыта, адаптация и трансфер новейших педагогических технологий;

- обеспечение кадровой поддержки инновационных процессов;

- предоставление педагогическим работникам научной и методической поддержки полноценной реализации их индивидуальных творческих замыслов на основе ознакомления с приоритетными направлениями развития науки, техники и технологии.

1.5. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников направлено на решение следующих задач:

- повышение профессиональной компетентности и академической мобильности педагога согласно требованиям профессионально- квалификационных характеристик в условиях непрерывного образования (профессиональных стандартов);

- обновление, углубление, совершенствование знаний и умений по правовым, экономическим, политологическим, управленческим, социогуманитарным, психолого-педагогическим и другим вопросам профессиональной деятельности работников образовательной отрасли;

- формирование умений использования новейших образовательных и информационно-коммуникационных технологий;

- формирование у педагогов мотивации к непрерывному образованию, самообразованию;

- опережающая подготовка педагогов для участия в инновационной деятельности;

- освоение новых форм, методов и средств обучения;

- изучение отечественного и зарубежного опыта.

1.6. Результаты дополнительного профессионального образования учитываются при аттестации педагогических работников при  условии соответствия профиля дополнительного профессионального образования и профессиональной аттестации.

2. Организация повышения квалификации

2.1. Повышение квалификации обеспечивает углубление профессиональных знаний и навыков работников на соответствующих уровнях

полученного ранее основного образования.

2.2. Для работников, преподающих два и более предмета (дисциплин),повышение квалификации осуществляется по одному преподаваемому предмету(дисциплине) в календарном году или на интегрированных курсах. 2.3. Повышение квалификации педагогических работников колледжа осуществляется на основе плана повышения квалификации и прохождения стажировки (приложение 1)составленного методистом колледжа  до 20 сентября и утвержденного директором колледжа.

2.4.План (виды, сроки и место) повышения квалификации определяются в соответствии с предложениями республиканского органа исполнительной власти,обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, финансовыми возможностями колледжа. 

2.5. По согласованию с заместителем директора по учебной работе, а также с учетом актуальности конкретных курсов и финансовых возможностей колледжа директором колледжа принимается решение о направлении педагогических работников на курсы повышения квалификации.

2.6. Педагогический работник не менее чем за 5 дней до наступления сроков повышения квалификации оформляет заявление о направлении на повышение квалификации на имя директора колледжа.

2.7. Методист на основании заявления педагогического работника, плана повышения квалификации педагогических работников готовит приказ о направлении сотрудника на повышение квалификации с указанием формы и сроков.

2.8. После прохождения курсов повышения квалификации педагогический работник должен представить в методкабинет колледжа:

– копию документа о повышении квалификации (сертификата,удостоверения или диплома);

– отчет о курсах повышения квалификации (приложение 2).

2.9.Результатом повышения квалификации педагогических работников является использование полученных знаний, умений и навыков в учебном процессе.

2.10. Ответственность за своевременное повышение квалификации работника несет директор колледжа.

2.11. Сведения о результатах повышения квалификации руководящих и педагогических работников направляются в отдел кадров.

2.12. Копия документа о повышении квалификации (удостоверения или диплома) хранится в личном деле педагогического работника.

2.13. В случае неудовлетворительного прохождения повышения квалификации (пропуск занятий по неуважительной причине, отсутствие отчета,неявка на курсы повышения квалификации) к педагогическому работнику могут быть применены меры дисциплинарного характера.

2.14. При необходимости изменения сроков повышения квалификации(переноса повышения квалификации на следующий календарный год)педагогический работник подает заявление на имя директора колледжа,с указанием причины переноса и новых сроков повышения квалификации.

2.15. Контроль эффективности работы по повышению квалификации педагогических работников, внедрение результатов повышения квалификации в учебный процесс осуществляет заместитель директора по учебной работе колледжа, путем периодического рассмотрения этих вопросов на педагогическом, методическом советах колледжа.

3. Организация стажировки

3.1. Стажировка – это производственная деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности:

– углубление специализации выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования или среднего профессионального образования непосредственно на рабочем месте;

– повышение квалификации руководящих и других работников с целью приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка педагогических работников колледжа (преподавателей профессионального цикла (специальных дисциплин) и мастеров производственного обучения) по профилю преподаваемой дисциплины или профессионального модуля является одним из обязательных требований, предъявляемых к условиям реализации дополнительных профессиональных программ – как часть учебного плана реализации программ повышения квалификации.

Основной целью стажировки является совершенствование профессионального мастерства работников, изучение передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

3.2.Стажировка, как один из видов дополнительного профессионального образования педагогических работников, может быть как самостоятельным видом обучения, так и частью учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке.

3.3. Продолжительность стажировки устанавливается колледжем, исходя из ее целей и содержания, и согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

3.4. Стажировка педагогических работников колледжа проводится с учетом необходимости первоочередного ее прохождения преподавателями профессионального цикла (специальных дисциплин) и мастеров производственного обучения (не реже 1 раза в 5 лет), если они прошли педагогические курсы повышения квалификации (по программам академического инвариантного модуля).

3.5. Стажировка педагогических работников проводится в ведущих отраслевых учреждениях, научно-исследовательских и образовательных организациях Донецкой Народной Республики, за рубежом. Недопустимо для практических работников стажировка теоретического профиля (институты,исследовательские лаборатории, базовые организации высшего профессионального образования, а также аспирантура, докторантура).

3.6. Основанием для направления педагогических работников на стажировку является:

- план повышения квалификации и прохождения стажировки;

- инициатива самого педагогического работника, при наличии согласияпринимающей на стажировку организации.

3.7.Направление педагогических работников для прохождениястажировки оформляется приказом директора колледжа, прием на стажировку – приказом руководителяпринимающей организации (учреждения).

3.8.Стажировка осуществляется по программе стажировки с подробным описанием выполняемых заданий (приложение 3), утвержденной директором колледжа и согласованной с руководителем принимающей организации – стажерской площадки исключительно практической,профессионально-прикладной направленности, предусматривающей работу непосредственно на рабочем месте по овладению инновационными технологиями и приемами труда, связанными с профилем организации.

3.9.Основным отчетным документом для колледжа и стажера является дневник стажировки (приложение 4). В дневнике ведется учет выполненной работы, формулируются предложения и рекомендации по внедрению в учебный процесс результатов стажировки. План стажировки заканчивается отчетом. Итоги стажировки подводятся как в самой организации, так и в колледже.

3.10.Дневник стажировки и копия документа о прохождении стажировки предоставляется в методический кабинет колледжа и в отдел кадров в течение5 дней после прохождения стажировки.

3.11. Результатом освоения программы стажировки является сформированность у стажера общих и профессиональных компетенций. Приобретение практического опыта по видам профессиональной деятельности.

4. Заключительные положения

       4.1. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения директором колледжа.

       4.2. Настоящее Положение утрачивает силу в случае принятия нового Положения.